Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ЗА РЕЗОЛЮЦИЮ ООН ПО ДИАБЕТУ!

ДИАКОНГРЕСС

ДИАПРЕМЬЕРА

ДИАПРИОРИТЕТ

ДИАГНОЗ

ДИАФИРМА

ДИАРАКУРС

ДИАТЕМП

ДИАСАЙТ

ДИАСПОРТ

ДИАКЛУБ

 
ноябрь, 2006

ДИАРАКУРС

СД ТИПА 2: ВЫБИРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ!

Результаты новых исследований и их значимость для клинической практики в лечении СД типа 2 оказались в фокусе внимания симпозиума, проведенного в рамках Всероссийского конгресса эндокринологов компанией "Сервье". Эта тема неизменно вызывает большой интерес у практических врачей - ведь чтобы выбирать для своих пациентов оптимальный путь терапии такого прогрессирующего заболевания, как диабет типа 2, нужно учитывать все, что является сегодня определяющим для долговременного успеха. Нужно также разбираться в современных научных подходах к патогенезу второго типа, и здесь сразу встает вопрос: всё ли мы знаем о том, что кажется известным?


Именно так сформулировала на симпозиуме тему своего выступления, посвященного секреции инсулина, профессор М.В.Шестакова, директор Института диабета ЭНЦ РАМН. И ответ ее однозначен: нет, мы знаем не всё.

ИНТЕРЕС К СЕКРЕЦИИ ИНСУЛИНА

Известно, что в основе возникновения СД типа 2 лежат два процесса: это сниженная чувствительность периферических тканей к инсулину (инсулинорезистентность — ИР) и нарушение секреции инсулина, зависящее, в свою очередь, от снижения функции бета-клеток поджелудочной железы и уменьшения массы бета-клеток. Какие же остаются вопросы? По сути дела два кардинальных:
- что первично в развитии СД типа 2 — дефект секреции инсулина или инсулинорезистентность?
- в чем ведущая причина этого дефекта — в снижении массы бета-клеток или недостаточности их функции?
В отношении первого вопроса. Есть версия, что инсулинорезистентность предшествует развитию второго типа. Было проведено много исследований по частоте выявления ИР при различных состояниях. И обнаружено: она присутствует даже и у абсолютно здоровых людей (у каждого десятого), у людей с ожирением — это уже 40%, с гипертонией или с гиперурикемией — 60%, с нарушенной толерантностью к глюкозе (НТГ) — 66%, с СД типа 2 — 85% (то есть 15% таких пациентов остаются чувствительны к инсулину).
Версия вторая: нарушение секреции инсулина предшествует развитию диабета. Об этом свидетельствует, например, выявление сниженной первой фазы секреции инсулина у здоровых родственников первой линии родства по отношению к больным СД типа 2. И версия третья — оба вышеназванных процесса происходят одновременно. Она, по мнению докладчика, и является наиболее оправданной.
Проводимое в течение 5 лет исследование IRAS ставило целью изучить функцию бета- клеток в группах здоровых лиц, людей с НТГ и больных СД типа 2. И оказалось, что с течением времени чувствительность к инсулину снижалась во всех исследуемых группах, причем в третьей группе тяжесть СД нарастала.
В норме бета-клетки быстро адаптируются к ИР на уровне печени или периферических тканей, повышая секрецию инсулина и предотвращая развитие гипергликемии натощак. При СД-2 гипергликемия натощак возникает в случае недостаточной функции бета-клеток в плане производства и секреции инсулина, необходимого для преодоления ИР. Вне всякого сомнения, эти факторы тесно связаны друг с другом, хотя абсолютно ясно, что без нарушенной секреции инсулина не может развиваться гипергликемия, и, таким образом, именно бета-клетки и их функция являются "сердцем" данной проблемы.
Поэтому ХХI век, как подчеркнула профессор Шестакова, — эра возрождения интереса к проблеме секреции инсулина. В 2000 году компания "Сервье" основала специальный проект, создав Международную группу по изучению инсулиносекреции (IGIS). В ее задачи входит детальное и всестороннее рассмотрение вопросов, связанных с секрецией инсулина в норме и при сахарном диабете. Это, действительно, весьма сложный пласт медицинской науки и практики, требующий высокого уровня исследований. А два года назад и в нашей стране была образована Национальная группа по изучению секреции инсулина.

ДОКАЗАННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Тема следующего сообщения на симпозиуме, сделанного профессором А.М.Мкртумяном, как раз вытекает из всего вышесказанного: защита функции бета-клеток — краеугольный камень терапии СД типа 2.Итак, вернемся к масштабному международному исследованию UKPDS; хотя его выводы сделаны относительно давно, в конце прошлого столетия, но до сих пор продолжают анализироваться полученные данные.
Как известно, в начале сахароснижающей терапии у пациента с СД типа 2 — независимо от того, какой группы препараты используются, — наблюдается высокая эффективность. Но со временем она снижается, и тогда врач переводит своего больного на другой препарат. А может, все дело в прогрессирующем снижении функции бета-клеток?
Возьмем препараты сульфонилмочевины. Можно ли сказать, что они пережили свой закат?! Разумеется, нет, поскольку именно эта группа препаратов составляет патофизиологическую основу терапии СД типа 2 с самого начала. Посмотрим, как выглядела сульфонилмочевина в исследовании UKPDS.
Ставилось две цели:
- оценить эффективность интенсифицированного лечения (сульфонилмочевина, метформин и инсулин) у пациентов с СД типа 2 в сравнении с обычной терапией (диета и физическая активность) на протяжении 6 лет наблюдения;
- определить частоту развития осложнений в зависимости от вида терапии.
В итоге оказалось, что интенсивная терапия наиболее эффективна в улучшении гликемического контроля по сравнению только с одной диетой, а наиболее защищена функция бета-клеток у пациентов, принимавших сульфонилмочевину, и менее — на метформине и на обычной терапии.
В плане снижения риска сосудистых осложнений наблюдалось почти 4 тысячи пациентов с впервые выявленным СД типа 2. Через 10 лет гликированный гемоглобин был ниже в среднем на 1% у больных на интенсифицированной терапии по сравнению со стандартной терапией, также у них реже на 12% наблюдались микрососудистые осложнения, инфаркт и инсульт. Что касается группы участников на сульфонилмочевине, то у них не было отмечено увеличения сердечно-сосудистого риска.
Когда монотерапия при втором типе не приводит к достоверному улучшению гликемического контроля, далее безотлагательно должна следовать комбинация пероральных препаратов и затем — добавление инсулинотерапии. Этот вывод, сделанный в ходе исследования UKPDS, подтвержден убедительными данными. Через 9 лет в среднем лишь каждый пятый пациент на монотерапии сохраняет целевой уровень контроля гликемии. Причем число таких пациентов на сульфонилмочевине (24%) превосходит число больных, принимавших метформин (18%).
Очень интересный момент, попавший в поле зрения UKPDS: комбинация с инсулином через 6 лет терапии сульфонилмочевиной у пациентов со вторым типом (кстати, на 6-летнем этапе инсулин требуется 53% таких пациентов). Сравнивались две группы — переведенные только на монотерапию инсулином и те, кому инсулин добавлялся к сульфонилмочевине. Так вот, в первой группе показатель HbA1c cоставил 7,1%, а во второй группе — 6,6%, причем в ней фиксировалось меньшее количество гипогликемий. Отсюда следует: важно не отменять сульфонилмочевину, а подключать инсулин к таблеткам.
Единственным препаратом с доказанным эффектом восстановления физиологической секреции инсулина среди производных сульфонилмочевины является Диабетон МВ (гликлазид модифицированного высвобождения). Многочисленными исследованиями доказано, что Диабетон МВ восстанавливает нарушенную первую фазу секреции инсулина у больных СД типа 2, а это позволяет успешно контролировать гликемию и в целом колебания гликемии в течение суток приблизить к норме. Это достигается назначением Диабетона МВ, фармакокинетика которого тесно адаптирована к циркадным (суточным) колебаниям гликемии. Если учесть, что восстановлением ранней фазы секреции мы упреждаем постпрандиальную гликемию (ее роль в развитии сердечно-сосудистых осложнений доказана крупным исследованием DECODE!), становится ясно, что Диабетон МВ достоверно снижает риск сердечно-сосудистых осложнений, являющихся основной причиной смерти при СД типа 2.
Докладчик привел выводы, сделанные недавно японскими учеными в отношении важнейших эффектов Диабетона МВ, — защиты функции бета-клеток (путем снижения оксидативного стресса), длительного гликемического контроля, благоприятного сердечно-сосудистого действия.
Сравнивая лечение Диабетоном МВ и глибенкламидом, японцы проанализировали, когда у данных пациентов возникает необходимость подключения инсулина. Оказалось, что период успешной пероральной терапии был достоверно дольше у пациентов, получавших лечение Диабетоном МВ, чем у пациентов на глибенкламиде. Обнаружено также, что средний уровень HbA1c достоверно ниже в группе Диабетона МВ. То есть больным, принимающим Диабетон МВ, реже и позже требуется назначение инсулинотерапии.

АЛГОРИТМ ТЕРАПИИ СД ТИПА 2

Конечно, важно, подчеркнула в своем выступлении доктор А.Г.Залевская (Санкт-Петербург), знать и соблюдать требования к стандартам лечения:
- эти требования должны быть основаны на принципах доказательной медицины;
- необходимо применение четких определений;
- лечебные процедуры должны быть сформулированы в виде алгоритмов;
- требуются методы оценки эффективности (от простого к сложному);
- наконец, лечение должно быть основано на эффективности и экономических расчетах.
Но если бездумно следовать клиническим рекомендациям по ведению пациента с СД типа 2, предостерегла докладчик, то можно ввергнуть его в пучину бесполезных этапов: 3 года — диета, 3 года — один препарат, затем — плюс другой… А время идет, в результате гликированный гемоглобин у такого больного … почти 10%, реально нарастает риск сердечно-сосудистых осложнений.
На что же потрачены те огромные деньги, которые выделяет государство на лечение пациентов с диабетом, достигает ли оно цели? То есть здесь во весь рост встает вопрос о своевременном назначении сахароснижающей терапии и выборе оптимального средства с учетом индивидуальных особенностей конкретного пациента, то есть о качестве контроля при монотерапии.
Можно привести такой пример. Даже в просвещенной и богатой Америке у 90% пациентов с диабетом типа 2 уровень гликированного гемоглобина … более 9% и лишь у 13% — нормальный уровень артериального давления. Понятно, что самоконтроль дает очень много для достижения целевых значений лечения. Но кто ведет здоровый образ жизни, следит за своим весом и питанием, помнит о том, что избыточная масса тела — один из мощных факторов риска сердечно-сосудистых осложнений при диабете?
Согласно алгоритму оценки степени риска сердечно-сосудистых заболеваний, выработанному в США, всех людей подразделяют на три группы риска:
- группа высокого риска (>20% за 10 лет) — это лица с клиническими проявлениями ишемической болезни сердца (ИБС);
- группа среднего риска (от 10 до 20% за 10 лет) — лица, у которых есть два и более факторов риска;
- группа низкого риска (<10% за 10 лет) — лица, у которых нет факторов риска или их количество не превышает одного.
Так вот, больные СД всегда относятся к группе высокого риска сердечно-сосудистых осложнений даже при отсутствии клинических проявлений ИБС. Если обобщить данные клинических исследований по эффективности контроля различных факторов риска в профилактике сосудистых осложнений, то напрашивается вывод, что воздействие только на один из факторов не может полностью предупредить поражение всего сосудистого русла при СД.
Только при многофакторном подходе — соблюдении контроля гликемии, АД и липидного обмена — можно ожидать предупреждения или замедления микро- и макрососудистой патологии при СД.
А в заключение доктор Залевская напомнила поучительное высказывание одного американского медика о том, что наша энергия, ответственность и ресурсы должны быть направлены только на одно — сделать всех пациентов здоровыми.

 


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-06. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.